РУС БЕЛ ENG

Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия(статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
  • распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация порнографических материалов заведомо несовершеннолетнему (часть 2 статьи 343 УК);
  • изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, малолетних (части 2, 3 статьи 343УК).

Кроме того, несовершеннолетний может выступать в качестве потерпевшего (свидетеля) и по преступлениям в сфере трафикинга

  • организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (части 2, 3 статьи 1711УК);
  • торговля людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (пункт 9 части 2, часть 3 статьи 181 УК);
  • использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (пункт 1 части 2 статьи 1811УК);
  • похищение заведомо несовершеннолетнего в целях эксплуатации (пункты 1, 4 части 2 статьи 182 УК);
  • незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, когда трудоустраивается несовершеннолетний (статья 187 УК).

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРИЗНАКАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1) физические признаки:

- боль при сидении, ходьбе;

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

- гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

- жалобы на боль и зуд в области гениталий;

- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

- недержание мочи;

- наличие инфекций, передающихся половым путем;

- беременность;

2) изменения в выражении сексуальности:

- кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

- необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

- повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

- склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

- соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

-  внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

- возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

- рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

- утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

- равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

прогулы занятий в учреждении образования;

- внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

- отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5) изменения самосознания:

снижение самооценки;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

- саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

- суицидальные разговоры и попытки;

6) невротические и психосоматические симптомы:

- обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

- сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

- боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи;

- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

- избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

- серьезное отношение к услышанному;

- спокойствие, выдержка;

- успокаивания, подбадривания, поощрения;

- сопереживание;

- искренность, честность;

- использование лексикона ребенка;

- восприятие всех без исключения услышанных сведений;

- незамедлительная и тщательная проверка предположений.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

При получении возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы(печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки)предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих.

ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
  2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  3. индивидуальная профилактика и контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  4. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  5. профилактическая работав детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступникикак правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

Кроме того, при посещении учреждений образования необходимо обращать внимание на всех лиц, работающих в них, в том числе на обслуживающий персонал. Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, получают удовлетворение от общения, прикасаний к несовершеннолетним и наблюдения за ними.

Следует знать, что преступниками могут оказаться и лицами женского пола.

ПРИМЕРЫ

Особо тяжкие преступления

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК) –

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК) 

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Тяжкие преступления

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК) –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

  1. Среди лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, отмечается достаточно высокий уровень рецидива.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 27 «Право на защиту чести и достоинства» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и п.п. 1.1. п. 1 статьи 17 «Меры по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений в сфере образования»  Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» необходимо принимать меры по недопущению трудоустройства таких лиц на должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми.

Справочно:

часть 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» «Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172173181181-1182187343343-1 Уголовного кодекса.

статья 17 Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»:

  1. Образовательная политика в сфере предупреждения торговли людьми и связанных с ней преступлений реализуется путем:

1.1. установления запрета в отношении лиц, ранее совершивших преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172173181181-1182187343 и 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, на занятие должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнение воспитательных функций в отношении детей, а также на занятие других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь (Приложение 1).

При этом рекомендуется обращать внимание на факт трудоустройства лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, в учреждения, где воспитываются, обучаются или тренируются несовершеннолетние, в качестве обслуживающего персонала.

  1. Важно проводить индивидуальную профилактическую работу в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества, по следующим причинам.

Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, стараются выбирать своих жертв чаще из таких семей, заманивая малолетних детей угощениями, передавая им незначительные суммы денежных средств. При этом преступники оказывают внимание и ласку, которых не хватает детям из неблагополучных семей.

Безнадзорные дети также являются потенциальными жертвами таких преступников. Поэтому в ходе каждого безвестного исчезновения несовершеннолетнего (бродяжничества) после его обнаружения необходимо проводить проверку на предмет установления фактов совершения в отношении них преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы.

Памятка

Памятка подростку

 

  • Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
  • Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
  • В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
  • Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
  • Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
  • Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
  • Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
  • Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
  • Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.
  • Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

 

Советы для обучающихся младших классов

 

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь. 
  • Всегда гуляй в компании друзей. 
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью. 
  • Не принимай подарков от незнакомцев. 
  • Если кто-то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у родителей. 
  • Если испугался – беги к людям. 
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь. 
  • Если кто-то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию, а затем открой окно и кричи, зови на помощь. 
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути.
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. 
  • Если кто – то испугал тебя, сразу иди в безопасное место – туда, где много людей. 
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают.
  • Советы для подростков
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, ты – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе.
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых. 
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали. 
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами. 
  • Гуляй в группах или с другом. 
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов. 
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. 
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины.

     

    Памятка родителям

     

    Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!

             Физические наказания:

    • Преподают ребенку урок насилия.
    • Нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок – что он любим.
    • Содержат в себе ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
    • Учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: “Я бью тебя для твоего собственного блага”. Мозг ребенка хранит эту информацию.
    • Вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только позже. 
    • Разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир. 
    • Какой урок из этого выносит ребенок?
    • Ребенок не заслуживает уважения. 
    • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других). 
    • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы). 
    • Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения). Отрицание чувств – нормальное здоровое явление. 
    • От взрослых нет защиты. 
    • Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
    • Насмешками над слабыми и беззащитными.
    • Драками с одноклассниками.
    • Унижением девочек, символизирующих мать.
    • Плохим отношением к учителю.
    • Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева. 

     

     

    Советы родителям

     

    ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии. 

    СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям, учиться и преуспевать. 

    ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах – это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни. 

    НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ “Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ”. Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать ” Я горжусь тобой!” 

    ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие. 

    Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем – ИЩИТЕ ПОМОЩЬ. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. 

     

     

     

    КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

     

    • Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
    • Научите своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
    • Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
    • Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
    • Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
    • Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
    • Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
    • Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
    • Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

     

  

свернуть